Конференция приурочена к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Михаил Васильевич ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) олицетворяет собой саму Россию, ее интеллектуальную мощь и ее безграничные возможности. Вот почему А.С.Пушкин, представитель старинного дворянского рода, поставил его – крестьянина и рыбака по происхождению – вровень с императорами, составляющими славу России, и дал ему самую высокую оценку и как ученому, и как организатору русской науки: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

По точным словам нашего великого поэта, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

Ломоносов, мысли которого опережали практические возможности его времени на полтора века, блестяще проявил свои недюжинные дарования в различных сферах научного познания: он основатель физической химии и экономической географии (названия этих наук также принадлежат ему), исследователь атмосферного электричества и первооткрыватель атмосферы на Венере, создатель первой русской грамматики, по которой несколько поколений русских учились правильному владению родным языком, составитель первого общедоступного руководства по теории художественной прозы, революционер в теории и практики стиха, основоположник живой поныне системы русского стихосложения, отец русской научной терминологии.

Первый русский академик высокопрофессионально решал проблемы родной истории (правильно, например, указав на выход варягов из пределов славянской Южной Балтики), металлургии, горного дела, производства стекла, разрабатывал пути освоения Арктики и Северного морского пути, реализованные в ХХ в. (при этом предугадав наличие в Северном Ледовитом океане архипелага, открытого более столетия спустя – в 1873 г. – и названного Землей Франца-Иосифа, а также установив, что льды в этом океане двигаются с востока на запад, тем самым став автором теории большого ледяного дрейфа, научно доказанной в XIX–XX вв.). Он развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений и понятию абсолютного нуля, ему была ясна кинетическая природа тепла и т.д. Велика вместе с тем роль Ломоносова в истории отечественной культуры и становлении национального самосознания, которая несравнима с ролью кого бы то ни было в его время.

Гениальность Ломоносова, которая не знает себе равных в мировой истории, особенно подчеркивает тот факт, что в большинстве случаев ему приходилось начинать с «нуля», пролагать, говорил в 1921 г. академик В.А.Стеклов в отношении всеобъемлющего таланта этого «умственного великана», «новые пути почти во всех областях точных наук», при этом стремясь «охватить и выполнить сразу громадное количество задач, часто не совместимых друг с другом». Можно только поражаться, изумлялся великий математик Стеклов, «каким образом успевал один человек в одно и то же время совершать такую массу самой разнообразной работы», при этом «с какой глубиной почти пророческого дара проникал он в сущность каждого вопроса, который возникал в его всеобъемлющем уме».

В 19 лет юноша Ломоносов в ночную декабрьскую стужу 1730 г. покинул отчий дом и ушел в Москву. И уходил он в дальний путь, приведший его в бессмертье, тайно от родных, «выпросив у соседа Фомы Шубного китаечное полукафтанье и взаимообразно три рубля денег». Начав в январе 1731 г. свое приобщение к знаниям, Ломоносов в короткий срок совершает головокружительное восхождение к их вершинам, превратившее его в выдающегося деятеля мировой науки.

Стремительность и масштабность этого восхождения и спустя столетия поражают и вызывают удивление. Потому как «на заре новой русской истории, – указал в 1911 г. В.И.Вернадский, – из глухой деревушки северного Поморья поднялась мощная и оригинальная фигура М.В.Ломоносова. Ни раньше, ни позже в нашей стране не было своеобразной, более полной творческого ума и рабочей силы личности. Еще в 1731 г. Ломоносов был полуграмотным крестьянином, через 10 лет он стоял – по тому, что было ему известно и что было им понято, – в передовых рядах человечества».

Сегодня у юных соотечественников Ломоносова есть все данные и все шансы также через 10 лет стать в передовые ряды человечества и прославить своими достижениями и себя и свое Отечество – Россию.

Только для этого надо очень много и много трудиться, и, конечно, не страшиться трудностей. Что значит поступать так, как это делал в их годы Михаил Васильевич Ломоносов.

Да при этом не забывать, что его величие – величие ученого и гражданина – объясняется в том числе и тем, что он был горячим патриотом России. Как четко выразил в 1761 г. свое кредо Ломоносов, «за общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю. … Что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял за них смолода, на старость не покину».

Материал подготовлен д.и.н., проф. Фоминым В.В.