Календарь знаменательных дат

17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский - один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений. Но не все знают, что кроме прочего, Константин Эдуардович был еще и талантливейшим педагогом.

Первыми учителями самого Циолковского были родители. В памяти Константина Эдуардовича сохранился один из первых уроков отца: Эдуард Игнатьевич, проткнув вязальной спицей большое яблоко, объясняет сыну, что такое ось вращения Земли. Чтению и письму его учила мать, Мария Ивановна. Она же объясняла сыну азы арифметики. Костя не всегда сразу понимал, что ему говорят. Мария Ивановна сердилась и даже, случалось, шлепала сына. На всю жизнь запомнил ученый, как тяжело давались ему первые знания. Значительно позже, уже имея за плечами солидный педагогический стаж, Циолковский писал: “...надо суметь привлечь учащихся, заинтересовать их знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни, чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез”.

В девять лет с Костей случилась беда: после перенесенной скарлатины он стал плохо слышать. Когда пришла пора учиться в гимназии, мальчик столкнулся с большими трудностями — учителей на уроках он не слышал. Ученье давалось туго, дело дошло до отчисления. В 13 лет Циолковский “выбыл” из третьего класса Вятской гимназии, как следовало из документов, “для поступления в техническое училище”. Но юноша выбрал для себя другой путь. Он начал овладевать знаниями самостоятельно. Университетами будущего ученого и учителя стали книги и журналы из лучших библиотек Москвы, куда Эдуард Игнатьевич послал сына учиться, разглядев в нем удивительные способности к изобретательству и научной деятельности. Но жизнь в Москве оказалась слишком дорогой, и Циолковскому пришлось вернуться в Вятку.

Репетиторство в Вятке было первой попыткой попробовать себя в роли учителя. Она оказалась удачной. У Константина Эдуардовича обнаружился яркий талант педагога. Он быстро находил общий язык с детьми, умел заинтересовать их, рассказывал увлеченно, объяснял доходчиво. Давая уроки арифметики и геометрии, учитель использовал придуманные и сделанные им самим пособия, которые помогали быстрее освоить новый материал и очень нравились детям. Например, когда на уроке геометрии изучали многогранники, Константин Эдуардович делал их из разноцветной бумаги, нанизывал на веревку, вешал “многогранные” бусы на шею и шел на уроки по улице, вызывая удивление прохожих.

За Циолковским закрепилась слава талантливого, очень необычного, обожаемого учениками преподавателя. Поэтому, когда настала пора определяться с профессией, он без колебаний выбрал для себя учительство. В 1879 году Константин сдал экстерном выпускные экзамены в Рязанской гимназии, ему присвоили звание учителя математики уездных училищ и направили работать в город Боровск Калужской губернии. Так судьба на всю жизнь связала его с калужским краем.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/11800/ (Наука и жизнь, УЧЕНЫЙ И УЧИТЕЛЬ МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ)